Завантаження ...

Анна Радько (Lady Sax): «Саксофон в моей жизни появился внезапно»

В её руках инструмент «поёт». Этой девушке 20 лет, она студентка, руководитель сумского квартета саксофонистов, бывший учитель музыки в школе №29, музыкант...

В её руках инструмент «поёт». Этой девушке 20 лет, она студентка, руководитель сумского квартета саксофонистов, бывший учитель музыки в школе №29, музыкант эстрадного оркестра управления МВД Украины в Сумской области. Правда, с последней работы саксофонистка ушла, и случилось это буквально в день нашей встречи. Но обо всём по порядку.



Аня, давайте совершим путешествие в прошлое. С чего всё начиналось?


Саксофон в моей жизни появился внезапно, после фортепиано.

Папа у меня музыкант, в ранние годы состоял в детских оркестрах – когда такие ещё были популярны. Сейчас играет на тубе в железнодорожном оркестре. В молодости же пойти по стезе музыканта у него не получилось, тем не менее, меня он с детства направлял, прививал любовь к музыке. А в один прекрасный момент я и сама почувствовала тягу к музыке и отправилась заниматься на фортепиано в музыкальную студию, которая находилась при моей общеобразовательной школе.

Изначально моё «фортепиано» было таким: на листочке нарисованные клавиши, по которым я и учила свои первые произведения (смеётся). И еще был игрушечный деревянный рояль на одну октаву – он отлично передавал звучание настоящего инструмента. Его я нашла во дворе, когда мы переехали в наш дом, это было еще за долго до того, как я пошла серьезно заниматься на фортепиано.

Вот так я и занималась на листочке и на игрушечном фоно, а спустя полгода у меня появилась «Украина».

Выходит, в музыкальной школе вы не учились?

Училась, конечно. В музыкальной студии при школе был очень хороший преподаватель, но все-таки мы с родителями пришли к такому решению, что нужно получить настоящее музыкальное образование с дипломом – он в любом случае пригодится. Поэтому меня перевели во вторую музыкальную школу на Химгородке – в класс Кисиленко Ларисы Васильевны.

К концу девятого класса общеобразовательной школы я не успевала закончить музыкальную. Пришлось доучиваться экстерном – два класса за полгода. Получилось с красным дипломом.

Директор ДМШ №2 Даниленко Светлана Анатолиевна, у которой я играла в ансамбле, как-то спросила меня, куда я собираюсь поступать. Я сказала, что не определилась: пойду учиться на швею или повара. Но чтобы быть швеёй, нужна фантазия, умение рисовать, шить. Я была не очень к этому склонна, потому остановилась на поваре. Конечно, я тогда уже думала о том, чтобы стать музыкантом, но переживала, потому что с начала учебного года я не задумалась об этом и не подготовила программу для поступления. Я поделилась со Светланой Анатолиевной своими размышлениями. Она сказала: «Анечка, с твоими способностями ты должна идти только по музыке». По фортепиано не успевали выбрать программу, но так как у меня были хорошие вокальные данные, я с детского садика пела, а в музыкальной школе ходила на хор, то остановились на хоровом дирижёре.

Почему же с дирижированием не сложилось?

Мой отец всегда предпочитал слушать джаз. К нам в гости часто приходят его товарищи: обмениваются и слушают музыку. И в тот период, когда я оканчивала школу и определялась, куда мне поступать, именно они повлияли на мой выбор овладеть игрой на саксофоне. Они говорили, что в профессии дирижёра есть свои плюсы, но лучше быть музыкантом-инструменталистом и воспроизводить музыку: «Что дирижировать в новинку, что осваивать новый инструмент». «К тому же больше возможностей для трудоустройства» «Это будет необычно – девушка с саксофоном». «Пусть она себя попробует»….

Я тоже загорелась этим желанием. А особенно, когда мне подыгрывали на нем на уроках по классу ансамбля. Тогда я могла слышать всю красоту, которую только мог преподнести этот инструмент. Вот так я и решилась попробовать свои силы на незнакомом поприще.

И как прошло «укрощение» саксофона?

Можно сказать, за два месяца освоила инструмент: изучила ноты, аппликатуру, подачу дыхания. Я начала заниматься в конце марта, а в июле уже сдавала вступительные экзамены в Сумское высшее училище искусств и культуры им. Д.С. Бортнянского. Сыграла на одном уровне с парнем, который закончил шесть лет музыкальной школы по саксофону. Поступила. Вот так и началась моя саксофонная жизнь.



Учёба в училище тяжело давалась?

Первые полгода были самые сложные: усердные, тяжёлые занятия, я старалась подтянуть свой уровень игры: каждый день на 6 утра ходила в музучилище, разыгрывалась длинными звуками, гаммами и этюдами, учила произведения по специальности, старалась как можно более точно передать своим исполнением всю суть произведения – то, что хотел показать автор, а это ох какая не простая задача. С первого семестра ходила на оркестр, хотя в расписание он появился только после нового года. Я старалась как можно больше читать с листа и играть сольные партии, чтобы уверенней себя чувствовать и не стесняться остальных студентов. Так что сразу все легко не дается, зато потом получаешь от своих усилий море удовольствия.

А что ярче всего запомнилось из тех лет?

Помню, произошёл со мной один печальный и в то же время смешной случай.

С детства я была болезненным ребёнком, и на первом курсе тоже. В конце первого полугодия должна была сдавать свой первый академконцерт. Я очень боялась, усердно готовилась, обыгрывала программу, с каждым разом получалось всё лучше и лучше. При этом около двух недель у меня болела голова, но я старалась не обращать на это внимания.

Буквально за два дня до выступления я пришла на урок, начала дуть, но тут же поняла, что что-то не так. Посмотрела на себя в зеркало: одна щека нормальная, а вторая раздувается - воздух вылетает просто мимо мундштука (смеётся). Буквально в течение дня перекосилось всё лицо, одна его половина была в почти парализованном состоянии. В училище мне сказали: «Срочно иди в больницу, а оценку мы тебе поставим по итогам подготовки». Как оказалось, у меня было воспаление лицевого нерва. Месяц пролечилась. Хорошо, что всё прошло без осложнений.

Продолжаете испытывать страх или волнение на выступлениях?

В студенческие годы ещё боялась. Особенно, когда это классика – понимаешь, что нужно сыграть именно эти ноты от А до Я, а об импровизации и речи быть не могло… Нам всегда говорили: чем больше на сцене, тем меньше волнения. Я участвовала во внутренних концертах, обыгрывала программу в музыкальной школе, поэтому со временем волнение значительно уменьшилось.



Как вы оказались в квартете саксофонистов?

Квартет саксофонистов при филармонии – это моя первая работа. На данный момент должность руководителя в нём занимаю я. А в 2010 году, в конце второго курса после оркестра, где играют как преподаватели, так и студенты, ко мне подошёл известный сумской саксофонист Иван Кулижников, который на тот момент был преподавателем в нашем училище, поэтому тоже был в оркестре. Он предложил мне играть в его квартете на саксофоне-теноре, хотя я занималась на альте. Эти инструменты отличаются, и не только размерами, но я, конечно же, согласилась, потому что для меня это было замечательное предложение.

На протяжении пары месяцев изучала программу, репертуар. Вливаться тяжело, есть напряжение, переживание, но уже под конец года мы отлично сыгрались, и все хорошо себя чувствовали. А когда у коллектива есть уверенность в своей программе, то и зрителю нравится.

Какое ваше самое памятное воспоминание, связанное с квартетом саксофонистов?

Мы ездили на джаз-фестиваль «Green-Jazz-Fest», который проходил 3 дня в Севастополе. Были музыканты из Украины и России. Там я сыграла свой первый джем. Впечатления были, конечно, незабываемые. Страшно и захватывающе даже просто стоять с музыкантами, которые играют более десяти лет, а ты – три с половиной года. Но там атмосфера дружеская, они рады всем, кто выступает, всех поддерживают.
В общем, у меня было море восторга. Хорошо, когда есть фестивали, есть мастера своего дела, на которых можно равняться, от них подпитываться.

В Сумах есть что-то подобное?

У нас в городе такого нет. Приезжают некоторые коллективы, но это больше кавер-группы, рок-группы, но не джазовые исполнители. Можно сказать, для музыкантов наступил кризис – трудиться и развиваться в Сумах негде, а если и есть работа, то она низкооплачиваемая.

Вот, в нашем квартете один человек постоянно менялся – большинство покидало его по причине поступления в вузы. А в этом году уехать собираются три человека из четырёх, поэтому даже само существование коллектива под угрозой.



Расскажите, чем ещё, помимо квартета саксофонистов, вы занимались и занимаетесь?

Что касается образования, то я училась в Сумском высшем училище искусств и культуры им. Д.С. Бортнянского, а сейчас заочно в СумГПУ получаю высшее образование по специальности «учитель музыки».
Последний курс училища, это был 2012 год, по рекомендации Ивана Кулижникова я работала учителем музыки в 29 школе. Параллельно играла в квартете. До сегодняшнего дня, почти 2 года, состояла в эстрадном оркестре при управлении Министерства внутренних дел Украины в Сумской области.

Вы ушли из оркестра? Почему?

У меня есть некоторые планы на ближайшее время. Но я пока не хочу говорить, а то не сбудутся.

Я полагаю, вы любите слушать джаз? На каких джазовых исполнителей равняетесь?

Я не могу сказать, что моя любимая музыка – исключительно джаз. Мне нравится разнообразная – хорошая, качественная, «вкусная» - музыка. Любимых музыкантов также сложно назвать, потому что очень много потрясающих исполнителей – и вокальных и инструментальных. Люблю творчество таких саксофонистов, как Кенни Гарретт, Фил Вудс, Девид Сенборн,Кенди Далфер и другие.

Вам никогда не хотелось бросить музыку?

В классе 5-м музыкальной школы был переломный момент: я перехотела быть музыкантом. Сейчас я понимаю, что именно в таком возрасте почти у всех детей такая проблема возникает. Мысли были о другом, не хотелось ходить, надоело учить… Преподаватель пытался меня образумить: «Анечка, что ты, нужно работать над собой, нельзя забрасывать…» Пару месяцев продолжалось состояние «не хочу», пока папа не настоял, чтобы я продолжала учёбу. Прошёл буквально месяц, я с этим смирилась, и мне опять стало интересно.

Родители приходят на ваши концерты? Их присутствие помогает?

Да, они иногда приходят на концерты в филармонию. Для меня это и поддержка и волнение – его даже немного больше. Я всегда переживаю перед близкими людьми, потому что хочу как больше им принести радости и удовольствия от того, что я делаю. Но так как я должна зарядить хорошим настроением свой коллектив, я все свои переживания и волнения скрываю, и мы с искренними улыбками начинаем наш концерт. Мой отец говорит: «Я должен тобой гордиться». Соответственно, я должна сделать для этого всё.


С героиней материала беседовала Анна Ларина

Фотографии предоставлены Анной Радько

Приєднуйтесь до наших сторінок в соцмережах і слідкуйте за головними подіями: