Завантаження ...

Будущих учителей хотят обратить в профессиональное рабство

Общественное обсуждение проекта стартовало 28 сентября, но уже через месяц, 28 октября, на III Всеукраинском съезде работников образования запланировано принятие новой программы. Гипотетически, конечно, проект могут отклонить. Но это уже будет, скорее, исключением из правил.

Минобразования задумалось на тем, как заставить выпускников педвузов отдавать долг родине

В понедельник, 10 октября, на сайте Министерства образования и науки обнародовали дополненный проект Национальной стратегии развития образования Украины на 2012-2021 годы. Общественное обсуждение проекта стартовало 28 сентября, но уже через месяц, 28 октября, на III Всеукраинском съезде работников образования запланировано принятие новой программы. Гипотетически, конечно, проект могут отклонить. Но это уже будет, скорее, исключением из правил.

На самом деле в документе, занимающем 22 страницы формата А4, особых сенсаций нет. По большому счету, это перечень уже неоднократно озвученных планов Минобразования, в числе которых: возобновление работы ранее закрытых дошкольных заведений, переориентация учебно-воспитательного процесса на ребенка и его особенности, развитие профильного и инклюзивного образования, поддержка профессионально-технического направления, укрупнение вузов, информатизация образования и так далее.

Однако среди вполне неприметных пунктов стратегии есть весьма занятные. Причем касаются они непосредственно будущих педагогов, которые только собираются получить педагогическое образование. Так, среди пунктов, предполагающих усиление кадрового потенциала системы образования, есть положение о том, что «трудоустройство выпускников педагогических специальностей должно осуществляться на условиях, определенных трехсторонним соглашением «выпускник – высшее учебное заведение – работодатель».

При этом стратегия предполагает «поощрение к обучению на педагогических специальностях посредством предоставления грантов и введение для выпускников обязанности по отработке на учительских должностях 5-10 лет».

Интересно, что никаких упоминаний о том, каким образом и кому именно должны предоставляться гранты, в документе не указано. Кроме того, неизвестно, кому именно придется отрабатывать средства, потраченные на обучение: то ли счастливчикам, получившим те самые пресловутые гранты, то ли всем выпускникам педвузов. При этом стоит напомнить о том, что гранты – это отнюдь не государственные деньги. Так что не совсем понятно, по какому принципу будут распределять на места работы молодых учителей. Не исключено, что новая стратегия станет удобным прикрытием для коррупционной деятельности: не хочешь ехать в далекое село, где всегда не хватает учителей, неси в вуз конверт с заветной суммой. Иначе – сидеть тебе в деревне пять, а то и десять лет самого яркого и насыщенного периода жизни. Без права поменять род деятельности.
Директор Центра мониторинга качества образования Игорь Ликарчук отмечает, что сама по себе инициатива предоставления грантов на обучение правильная и соответствует мировой практике. Вопросы возникают в части обязательной отработки молодыми специалистами нескольких лет в пользу государства. «Я категорический противник любой отработки, любого закабаления или закрепощения, – отмечает Ликарчук, в советские времена и сам отработавший в чужом городе три года «по распределению». – Заставлять человека делать то, что он не хочет, – это закрывать глаза на проблему. Ну да, у нас все будет в порядке, все учительские должности будут укомплектованы, но если такой учитель не будет любить детей, свой предмет, то кому это надо?»

В том, что это никому не надо, уверены и сами молодые педагоги. «Я бы не согласился ни на какой грант в обмен на выброшенные 5 лет жизни. Лучше уж самому за обучение заплатить, но зато быть свободным в выборе своей дальнейшей профессии. Много ли учителей сейчас работают по специальности? То-то же!», – в унисон говорят опрошенные «Комментариями» недавние выпускники педагогических институтов и университетов. Такой подход раскрывает глубинные причины кризиса подготовки кадров (и не только педагогических) в нашей стране. С одной стороны, государство тратится на создание бюджетных мест в вузах, с другой - не гарантирует трудоустройства выпускнику на конкурентоспособные позиции. При этом будущие специалисты свой долг государству не спешат отдавать, и в целом воспринимают учебу в вузе как некий базис, а не выбор профессионального пути на всю жизнь.

Однако чиновники призывают не критиковать стратегию слишком рьяно. «Документ нарабатывается совместно, открыто, разными структурами, фактически всем обществом. Мы воспринимаем предложения, советы, и если критика конструктивна, то сразу реагируем», - рассказала «Комментариям» заместитель директора Института инновационных технологий и содержания образования при Министерстве образования и науки Украины Тамара Пушкарева.

Между тем, эксперты оценивают документ достаточно критично. «К сожалению, этот проект по своим форме и содержанию напоминает не концепцию, а скорее планы работы департаментов МОН, сведенные в один документ, – критикует будущую стратегию директор Центра тестовых технологий и мониторинга качества образования Игорь Ликарчук. – Причем планы абсолютно не конкретные и, главное, не несущие никакого реформирования нашему образованию». По словам эксперта, новый документ никоим образом не отражает того, каким чиновники от образования видят будущее украинских учебных учреждений. Так, в концепции предлагаются косметические изменения, которые не решают трех основных вопросов: качества, экономических принципов функционирования системы и управления украинским образованием. Ликарчук называет концепцию очередным блеф-документом, однако уверен, что это никоим образом не помешает его принятию на Съезде педработников. А значит, нынешним школьникам, решившим поступать в педвузы, самое время готовиться к переездам.

Автор:
Олекса Шкатов
Приєднуйтесь до наших сторінок в соцмережах і слідкуйте за головними подіями: