Завантаження ...

Табачник придумал, как усложнить жизнь выпускникам

В следующем году сдавать независимое тестирование будет около 260 – 300 тыс. выпускников школ. Всех их ожидают «сюрпризы» от Минобразования, которое 30 сентября на коллегии должно утвердить правила приема в вузы на 2011 год. В проекте этого документа есть новшества. Многие из них могут стать «ловушками», которые сделают процесс поступления еще более затратным и непредсказуемым.

В новом проекте правил приема в вузы в 2011 году меньше всего говорится о честном конкурсе

В следующем году сдавать независимое тестирование будет около 260 – 300 тыс. выпускников школ. Всех их ожидают «сюрпризы» от Минобразования, которое 30 сентября на коллегии должно утвердить правила приема в вузы на 2011 год. В проекте этого документа есть новшества. Многие из них могут стать «ловушками», которые сделают процесс поступления еще более затратным и непредсказуемым.

Ловушка №1

200 баллов за аттестат

Если новые правила утвердят в нынешнем виде, то в судьбе абитуриента аттестат снова начнет играть существенную роль. Так, высший балл аттестата планируется приравнять к высшей оценке одного из предметов независимого тестирования, то есть, к 200 баллам.

Но если система тестов более-менее прозрачна, то появление оценок в школьных журналах, а затем и в аттестатах - процесс, можно сказать, кулуарный, который подвержен массе субъективных факторов. У родителей может возникнуть соблазн просто «купить» хороший аттестат.

Если выпускники с высоким баллом аттестата получат значительную фору, то ситуация может дойти до абсурда. Здесь уместно провести аналогию со спортивными соревнованиями: например, на выступлении стрелков из лука появляется участник, который достает из сумки мишень с попаданием в «десятку». «Это я дома стрелял. У меня лучший результат», - говорит спортсмен и становится чемпионом.

По мнению представителей 120 общественных организаций, которые собрали все свои возражения и альтернативные предложения в письме министру образования Дмитрию Табачнику, балл за аттестат стоит оставить. Но его «вес» не должен быть таким значительным. Разумно оценивать аттестат по шкале от 1 до 12 баллов. Самое радикальное предложение: оценку за аттестат учитывать только в том случае, если два абитуриента набрали одинаковое количество баллов по результатам независимого тестирования.

Ловушка №2

Бонусы за окончание подготовительных курсов

Согласно проекту новых правил приема в вузы, поступающие на педагогические, математические, инженерные специальности, которые окончили подготовительные курсы при вузе, получат дополнительно 20 баллов. Курсы, разумеется, будут платные.

При этом школьники, которые не живут в больших городах, оказываются в менее выгодном положении: не на каждые курсы есть возможность ездить по несколько раз в неделю. Разве что придумают заочные, чтобы не упускать и этот контингент.

По словам Дмитрия Табачника введение таких правил должно привлечь молодежь на непопулярные специальности. Чем это поможет в популяризации профессии учителя, официальная зарплата которого не превышает 1700 гривен, непонятно.

Обмен кассового чека за подготовительные курсы на 20-ти бальный бонус – многие эксперты расценивают как официальную взятку. Единственным бонусом, который должен быть у школьника, закончившего подготовительные курсы – более глубокие знания, а значит более высокий балл при независимом тестировании.

Этот пункт, по признаниям экспертов, может быть предметом обсуждения и торга: ректора могут пойти на компромисс и не вводить экзамены в вузах в обмен на появление «20-ти бального бонуса».

Ловушка №3

Бонусы победителям олимпиад

Эту норму можно оценивать по-разному. С одной стороны, поощрять талантливых детей необходимо. С другой – это прекрасная возможность для честолюбивых и денежных родителей, готовых свернуть горы, чтобы «поступить» своего ребенка в престижный вуз. Они могут вставать на тропу добычи своему чаду побед на олимпиадах: и чем больше их, тем лучше.

Ловушка №4

Дополнительные баллы за «золото» и «серебро»

С медалистами, как и победителями олимпиад, ситуация двойственная. Дополнительные баллы «умникам» стоит добавлять, ведь есть среди них и настоящие «золотые головы», но только если оценки медалиста в аттестате совпадают с высокими результатами независимого тестирования. Ведь это лучшее подтверждение, что «золото» - не фальшивое.

Ловушка №5

Требование сразу указать: поступаешь на бюджет или контракт

В новых правилах вузам не запрещено требовать у абитуриента еще на этапе приема документов указать: поступает он на бюджет или на контракт. А значит, отсутствием запрета как пользовались, так и будут пользоваться некоторые вузы, чтобы за получить контрактников. В радикальных случаях даже квитанцию на оплату могут вручить перепуганному вчерашнему школьнику и его родителям. Вот, мол, заплатите, и ваш ребенок уже студент.

Ловушка №6

Люфт в два дня после подсчета результатов

Новыми правилами приема разрешается оглашать результаты на протяжении того дня, когда они станут известны, либо на следующий день. Зачем понадобилось это «либо»? Можно предположить, что этот шаг оптимизирует работу приемных комиссий. Хотя дополнительный день не помешает и тем, кто собирается перекраивать списки. Кроме того не прописано в правилах и требование сразу же вывешивать результаты на стенд или подавать их в электронном виде на сайт «Конкурс».

«Когда внешнее независимое оценивание только вводили, то все были «за» честные и прозрачные правила поступления, - вспоминает руководитель Центра мониторинга образования Павел Поляниченко, - После первого года, согласно нашему опросу, «за» уже были только 80%. Как оказалось, многих не устраивает ситуация, когда не за какие деньги ты не устроишь ребенка в вуз, если он плохо сдал тесты».

Когда дело касается собственного ребенка, родителям приходится решать дилемму: или оставаться на позиции «прозрачности» и рисковать, что дитя не поступит, или действовать привычным путем и радоваться, что можно принести конверт куда надо. Тем более, система охотно подталкивает к этому.

Возможно, это одна из причин, которая актуализировала вопрос о возобновлении вступительных экзаменов в вузах. Сразу оговоримся, пока такой нормы в проекте правил нет и на обсуждение она не вынесена, но риск существует. «Я в этом вопросе не большой оптимист, - оценивает вероятность такого развития событий Павел Полянский. - Министр образования примет такие правила, какие хочет, а ректора его или поддержат, или промолчат».
Приєднуйтесь до наших сторінок в соцмережах і слідкуйте за головними подіями: